ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ. ОТ АКАДЕМИИ ПЛАТОНА К СОВРЕМЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ
Вопросы, касающиеся философского подхода к истории философии, к формированию мировоззрения, организации как философского образования, так и общего образования, осмыслению эффективной передачи необходимых навыков в процессе обучения, имеют давнюю историю. Начиная с образования первых школ, древнегреческих философов занимали институциональные проблемы пайдейи. С течением времени и с учетом опыта средневековых и новоевропейских университетов и академий понимание задач и стратегий образовательного процесса развивалось и усложнялось, причем в различных культурах и странах этот опыт был воспринят по-разному. Это в свою очередь привело к созданию оригинальных образовательных проектов, задавших определенные (культурные, национальные, технологичные) тенденции в передаче знания, воспитании и понимании самой сущности и задач образовательной среды. Иными словами, на всех этапах развития образовательных институций им сопутствовала философская рефлексия над целями, методами, принципами и задачами конкретных исторических форм образовательных практик.
С другой стороны, в условиях объективных политических и социально-экономических вызовов нельзя не задумываться о национальных традициях в сфере образования. Это связано как с обсуждением особенностей именно российской образовательной системы, так и национальными особенностями устройства эффективного образовательного проекта. Помимо самих школ, существенную роль в передаче знания играют, как известно, общественные институты. Эти институты, как писал Л. Альтюссер, выполняют идеологические задачи и нередко оказываются идеологическими аппаратами, задающими необходимые формы мышления. Таким образом, сегодня мы видим существенную необходимость историко-философского анализа сложившихся образовательных моделей и мировоззренческих задач как современной высшей школы, так и образовательной системы как таковой — причем как в России, так и в перспективе мирового опыта.
На секции будут рассмотрены следующие проблемы (однако возможные темы выступлений ими не ограничиваются):
- актуальные вызовы для системы образования в России и в мире: историко-философский аспект;
- мировоззрение — частное дело каждого или необходимая составляющая образовательного процесса?
- образовательные стратегии в истории философии: оценка опыта философских школ сегодня;
- эффективные модели отечественного образования в историко-философской перспективе;
- возможен ли идеологический суверенитет в национальном образовании?
- историко-философский анализ конкретных исторических образовательных проектов, форм, практик.