• Дни философии в Санкт-Петербурге
    Дни философии в Санкт-Петербурге

Конференция «Наука. Образование. Общество»

Проходит при участии РОИФН

Сопредседатели оргкомитета:

член-корреспондент РАН, д.ф.н. Касавин И.Т. д.ф.н. Шиповалова Л.В.

Ученый секретарь оргкомитета: к.ф.н. Милославов А.С.

Секции 

  1. Философия науки
  2. История науки
  3. Наука, технологии, общество

Даты проведения (16 и 17 ноября), примерное количество участников – 50+

Научное познания в истории европейской культуры всегда было связано с образованием в каких бы институциях оно не реализовывалось и какие формы не принимали бы соответствующие практики. Это можно утверждать об античных школах, средневековых университетах и исследовательских организациях нового времени и современности. Однако речь идет не только о фактах, но о существе дела. Создание научного знания и его существование не может не сопровождаться его распространением и воспроизводством через образовательную коммуникацию. Событие образования может быть источником новых научных идей и само должно быть научно обосновано. Поле высшего образования – важнейший способ влияния науки на общество, элемент формирования сознания и критики идеологии. Далеко не последнюю роль в этом играет образование в области эпистемологии, философии сознания, философии и истории науки и техники. Публичное распространение научных знаний также может быть рассмотрено как образование общества. Такое положение дел имеет место в истории, оно определяет специфику современности и определяется ею. Как минимум два порядка вопросов будут задавать содержание дискуссий на конференции – каково может и должно быть место истории и философии науки и техники в системе образования и современном обществе, а также как можно с позиции истории и философии науки и техники осмыслить исторические контексты и тенденции современного образования и современности в целом. 

Со-организатор «Русское общество истории и философии науки – РОИФН»

Руководители: 

И.Т. Касавин (д. филос. н., член-корр., руководитель Сектора социальной эпистемологии Института философии РАН, Москва) 

Л.В. Шиповалова (д. филос. н., доцент, заведующая Кафедрой философии науки и техники СПбГУ) 

Ученый секретарь:

А.С. Милославов (к. филос. н., старший преподаватель кафедры философии науки и техники СПбГУ)

ПРОГРАММА

Работа секций

16 ноября (с 14.00) очно+онлайн. Аудитория 141. Менделеевская линия д.5.

Модератор д.ф.н., доц. Прокудин Дмитрий Евгеньевич

  1. Прокудин Д.Е. (СПбГУ) Достижения отечественной науки и техники: к проблеме замалчивания.
  2. Колотуша В.В.(Московский психолого-социальный университет) Гуманитарная составляющая духовных средств образовательной деятельности российских вузов.
  3. Остряков В.М., Рюмин О.И. (НИЯУ МИФИ) Роль Кыштымской аварии в формировании современных стандартов безопасности и обучении будущих специалистов.
  4. Шолота Д.В. (НИЯУ МИФИ) Роль Уиндскельского пожара в истории атомной отрасли и подготовке современного специалиста.
  5. Го Тинтин (ССбГУ) Различия в музыкальном образовании в России и Китае.
  6. Хуан Сюаньюй (Nanjing Normal University) Анализ ранней модели образования социалистической журналистики в Новом Китае, основанный на переводах учебных материалов по советской журналистике.
  7. Павельева Т.Ю. (МГТУ "СТАНКИН") Научно-образовательные школы в ракурсе парадигмального развития.

17 ноября (с 11.30) очно. Аудитория 141. Менделеевская линия д.5. 

Модератор к.ф.н., старший преподаватель Милославов Алексей Сергеевич

  1. Шестакова И.Г. (СПб Горный университет) Образование и общество в эпоху сверхбыстрых цифровых трансформаций.
  2. Милославов А.С. (СПбГУ) Образование как «общее дело»: опыт первого периода становления computer science. 
  3. Капельчук К.А. (ИТМО) Генеративный ИИ в образовании, и кто мыслит абстрактно? 
  4. Петров И.В. (СПбПУ) Этическая проблематика ИИ.
  5. Чеботарева Е.Э. (СПбГУ Роль ИИ в образовании как точка напряжения между фундаментальным и прикладным. 
  6. Лешкевич Т.Г. (ЮФУ) Атмосфера недоверия - неожиданный эффект развития информационных технологий. 
  7. Погожина Н.Н. (МГУ) Влияние интенсификации публикационных инициатив на распространение научного знания в современности.

17 ноября (с 15.00) очно. Аудитория 141. Менделеевская линия д.5.

Модератор к.ф.н., доц. Чеботарева Елена Эдуардовна 

  1. Болотникова Е.Н. (СамГМУ) Образование общества: рефлексия инвестиций в будущее.
  2. Петров А.М. (Российский экономический университет) Роль вузов в обеспечении гармоничного развития общества. 
  3. Бондарев Д.Е. (СПбГУ) Проект создания единой системы наук на базе «философии символических форм» Э. Кассирера. 
  4. Иванов А.Ф. (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») Наука и ноосферогенез.
  5. Пономарев А.И. (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») Закрытое и публичное знание в творчестве А. Кирхера.
  6. Шапошникова Ю.В. (СПбГУ Идея университета как предмет философской рефлекс
  7. Соколов Е.Г. (СПбГУ) Профессия: ремесло и специальность.
  8. Масланов Е.В. (ИФРАН) Нужен ли новый тип университета? 

17 ноября (с 11.00) очно+онлайн. Аудитория 25. Менделеевская линия д.5.

Модератор д.ф.н., проф. Шиповалова Л.В.

  1. Приветственное слово председателя оргкомитета И.Т. Касавина (д. филос. н., член-корр., руководитель Сектора социальной эпистемологии Института философии РАН, Москва).
  2. Тульчинский Г.Л. (ВШЭ СПб) Проблема субъектности как фокусировка междисциплинарности. 
  3. Никоненко С.В. (СПбГУ) На пути к новому интеллектуальному пространству: пост-историзм. 
  4. Даниелян Н.В. (НИУ «МИЭТ») Важность философского образования в современном высокотехнологичном мире. 
  5. Грифцова И.Н.(МПГУ) О роли концептуальной инженерии в распространении научных знаний в образовании и обществе.
  6. Сорина Г.В. (МГУ) Риторика названия и «Логические исследования» Э. Гуссерля. 
  7. Годарев Лозовский М.Г. (ИИПВ) История одной идеи П. Дирака и её научно-философское развитие. 
  8. Хмелевская С.А. (МГУ) Формирование смыслов частнонаучного знания в процессе преподавания курса «История и философия науки» на естественных факультетах. 
  9. Никитин В.Е.(СПбГУ) Нужна ли птицам орнитология. 
  10. Бояркин З.В. (СПбГУ) Популяризатор науки как агент научной коммуникации: эпистемологический разбор.

17 ноября (с 15.00) очно+онлайн. Аудитория 25. Менделеевская линия д.5.

Модератор д.ф.н., проф. Шиповалова Л.В.

  1. Шапиро О.А.(СЗИУ РАНХиГС) Художественный текст как инструмент популяризации научного знания.
  2. Корецкая М.А. (СамГМУ) Лабораторная жизнь в оптике массового кинематографа. 
  3. Сахарова А.В. (РОИФН) Справедливая несправедливость или кризис экспертизы: вопрос о научной коммуникации. 
  4. Неаполитанский М.С. (СПбГУ) Вопрос о земле как философском концепте в дискурсе кризиса наук и образования: проблема оснований. 
  5. Мирзоев К.А. (СПбГУ) Критический потенциал реалистической установки: проблема перехода теории в практику. 
  6. Гершунин С.А. (НИУ «МИЭТ») Цели образования на стыке эпистемологии и философии образования.
  7. Сорокина М.А. (СПбПУ) Взаимоотношения научного и вненаучного познания в контексте публичной коммуникации – к постановке проблемы. 
  8. Техов Д.А. (СПбГУ) Проблема взаимодействия научного и художественного познания на примере К. Гинзбурга.