Конференция «Наука. Образование. Общество»
Проходит при участии РОИФН
Сопредседатели оргкомитета:
член-корреспондент РАН, д.ф.н. Касавин И.Т. д.ф.н. Шиповалова Л.В.
Ученый секретарь оргкомитета: к.ф.н. Милославов А.С.
Секции
- Философия науки
- История науки
- Наука, технологии, общество
Даты проведения (16 и 17 ноября), примерное количество участников – 50+
Научное познания в истории европейской культуры всегда было связано с образованием в каких бы институциях оно не реализовывалось и какие формы не принимали бы соответствующие практики. Это можно утверждать об античных школах, средневековых университетах и исследовательских организациях нового времени и современности. Однако речь идет не только о фактах, но о существе дела. Создание научного знания и его существование не может не сопровождаться его распространением и воспроизводством через образовательную коммуникацию. Событие образования может быть источником новых научных идей и само должно быть научно обосновано. Поле высшего образования – важнейший способ влияния науки на общество, элемент формирования сознания и критики идеологии. Далеко не последнюю роль в этом играет образование в области эпистемологии, философии сознания, философии и истории науки и техники. Публичное распространение научных знаний также может быть рассмотрено как образование общества. Такое положение дел имеет место в истории, оно определяет специфику современности и определяется ею. Как минимум два порядка вопросов будут задавать содержание дискуссий на конференции – каково может и должно быть место истории и философии науки и техники в системе образования и современном обществе, а также как можно с позиции истории и философии науки и техники осмыслить исторические контексты и тенденции современного образования и современности в целом.
Со-организатор «Русское общество истории и философии науки – РОИФН»
Руководители:
И.Т. Касавин (д. филос. н., член-корр., руководитель Сектора социальной эпистемологии Института философии РАН, Москва)
Л.В. Шиповалова (д. филос. н., доцент, заведующая Кафедрой философии науки и техники СПбГУ)
Ученый секретарь:
А.С. Милославов (к. филос. н., старший преподаватель кафедры философии науки и техники СПбГУ)
ПРОГРАММА
Работа секций
16 ноября (с 14.00) очно+онлайн. Аудитория 141. Менделеевская линия д.5.
Модератор д.ф.н., доц. Прокудин Дмитрий Евгеньевич
- Прокудин Д.Е. (СПбГУ) Достижения отечественной науки и техники: к проблеме замалчивания.
- Колотуша В.В.(Московский психолого-социальный университет) Гуманитарная составляющая духовных средств образовательной деятельности российских вузов.
- Остряков В.М., Рюмин О.И. (НИЯУ МИФИ) Роль Кыштымской аварии в формировании современных стандартов безопасности и обучении будущих специалистов.
- Шолота Д.В. (НИЯУ МИФИ) Роль Уиндскельского пожара в истории атомной отрасли и подготовке современного специалиста.
- Го Тинтин (ССбГУ) Различия в музыкальном образовании в России и Китае.
- Хуан Сюаньюй (Nanjing Normal University) Анализ ранней модели образования социалистической журналистики в Новом Китае, основанный на переводах учебных материалов по советской журналистике.
- Павельева Т.Ю. (МГТУ "СТАНКИН") Научно-образовательные школы в ракурсе парадигмального развития.
17 ноября (с 11.30) очно. Аудитория 141. Менделеевская линия д.5.
Модератор к.ф.н., старший преподаватель Милославов Алексей Сергеевич
- Шестакова И.Г. (СПб Горный университет) Образование и общество в эпоху сверхбыстрых цифровых трансформаций.
- Милославов А.С. (СПбГУ) Образование как «общее дело»: опыт первого периода становления computer science.
- Капельчук К.А. (ИТМО) Генеративный ИИ в образовании, и кто мыслит абстрактно?
- Петров И.В. (СПбПУ) Этическая проблематика ИИ.
- Чеботарева Е.Э. (СПбГУ Роль ИИ в образовании как точка напряжения между фундаментальным и прикладным.
- Лешкевич Т.Г. (ЮФУ) Атмосфера недоверия - неожиданный эффект развития информационных технологий.
- Погожина Н.Н. (МГУ) Влияние интенсификации публикационных инициатив на распространение научного знания в современности.
17 ноября (с 15.00) очно. Аудитория 141. Менделеевская линия д.5.
Модератор к.ф.н., доц. Чеботарева Елена Эдуардовна
- Болотникова Е.Н. (СамГМУ) Образование общества: рефлексия инвестиций в будущее.
- Петров А.М. (Российский экономический университет) Роль вузов в обеспечении гармоничного развития общества.
- Бондарев Д.Е. (СПбГУ) Проект создания единой системы наук на базе «философии символических форм» Э. Кассирера.
- Иванов А.Ф. (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») Наука и ноосферогенез.
- Пономарев А.И. (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») Закрытое и публичное знание в творчестве А. Кирхера.
- Шапошникова Ю.В. (СПбГУ Идея университета как предмет философской рефлекс
- Соколов Е.Г. (СПбГУ) Профессия: ремесло и специальность.
- Масланов Е.В. (ИФРАН) Нужен ли новый тип университета?
17 ноября (с 11.00) очно+онлайн. Аудитория 25. Менделеевская линия д.5.
Модератор д.ф.н., проф. Шиповалова Л.В.
- Приветственное слово председателя оргкомитета И.Т. Касавина (д. филос. н., член-корр., руководитель Сектора социальной эпистемологии Института философии РАН, Москва).
- Тульчинский Г.Л. (ВШЭ СПб) Проблема субъектности как фокусировка междисциплинарности.
- Никоненко С.В. (СПбГУ) На пути к новому интеллектуальному пространству: пост-историзм.
- Даниелян Н.В. (НИУ «МИЭТ») Важность философского образования в современном высокотехнологичном мире.
- Грифцова И.Н.(МПГУ) О роли концептуальной инженерии в распространении научных знаний в образовании и обществе.
- Сорина Г.В. (МГУ) Риторика названия и «Логические исследования» Э. Гуссерля.
- Годарев Лозовский М.Г. (ИИПВ) История одной идеи П. Дирака и её научно-философское развитие.
- Хмелевская С.А. (МГУ) Формирование смыслов частнонаучного знания в процессе преподавания курса «История и философия науки» на естественных факультетах.
- Никитин В.Е.(СПбГУ) Нужна ли птицам орнитология.
- Бояркин З.В. (СПбГУ) Популяризатор науки как агент научной коммуникации: эпистемологический разбор.
17 ноября (с 15.00) очно+онлайн. Аудитория 25. Менделеевская линия д.5.
Модератор д.ф.н., проф. Шиповалова Л.В.
- Шапиро О.А.(СЗИУ РАНХиГС) Художественный текст как инструмент популяризации научного знания.
- Корецкая М.А. (СамГМУ) Лабораторная жизнь в оптике массового кинематографа.
- Сахарова А.В. (РОИФН) Справедливая несправедливость или кризис экспертизы: вопрос о научной коммуникации.
- Неаполитанский М.С. (СПбГУ) Вопрос о земле как философском концепте в дискурсе кризиса наук и образования: проблема оснований.
- Мирзоев К.А. (СПбГУ) Критический потенциал реалистической установки: проблема перехода теории в практику.
- Гершунин С.А. (НИУ «МИЭТ») Цели образования на стыке эпистемологии и философии образования.
- Сорокина М.А. (СПбПУ) Взаимоотношения научного и вненаучного познания в контексте публичной коммуникации – к постановке проблемы.
- Техов Д.А. (СПбГУ) Проблема взаимодействия научного и художественного познания на примере К. Гинзбурга.