Содержание материала
16 ноября
Пленарный симпозиум «Философия российской государственности: история и современность»
(к 1150-летию основания российской государственности)
Руководители: д. ф. н., проф. С. И. Дудник; д. и. н., проф. А. Х. Даудов; д. ф. н., проф. И. Д. Осипов
I конгресс российских исследователей религии «Религия в век науки»
Симпозиум «Целостность в науке и философии»
Руководитель: д. ф. н., проф. Ю. Н. Солонин
Секретарь: к. ф. н., доц. Н. К. Матросова
Симпозиум «Философия социоприродного взаимодействия и перспективы ноосферного образования»
Руководитель: д. ф. н., проф. В. Д. Комаров
Секретарь: к. ф. н., доц. В. И. Кузнецов
V Научно-практические чтения памяти Н. А.Носова «Образ человека в виртуалистике»
Руководители: к. м. н. М. А. Пронин; д. ф. н. С. В. Полатайко
Секретарь: к. ф. н. А. Д. Королёв
Ключевые темы обсуждения:
- Виртуальный человек как объект философско-антропологического исследований
- Жизненная философия виртуального человека
- Виртуальные образы и реальное поведение
- Пространство и синтез тела
- Виртуальная картина мира
Симпозиум «Становление общественно-политического сознания»
Руководитель: к. э. н. Ю. А. Дорофеев
Секретари: Н. В. Васильева, А. Ю. Мымрина
Международная конференция «А. И. Герцен: Идеи образования и науки»
Руководители: д. ф. н., проф. Л. Н. Летягин; д. ф. н., проф. В. И. Стрельченко
Основные темы конференции
- Проблема синтеза науки и образования в теоретическом наследии А.И. Герцена.
- Природа и образовательный потенциал научного знания.
- Образовательные идеалы «Проекта Просвещения» (антропологический, социальный, политический).
- Философия истории как форма логико-дискурсивной и художественно-эстетической осмысленности образовательного процесса.
- Образование как предмет естественнонаучного и социогуманитарного познания.
- Опыт самосознания в структуре образовательной стратегии.
- Проблема становления человека культурой: Россия и Европа.
- Персонология научного и художественно-эстетического творчества.
- Светское и религиозное образование: границы тождества и различия.
- Опыт логико-гносеологической и аксиологической осмысленности образовательного процесса.
- Философско-мировоззренческий и образовательный антропоцентризм: «одействовление» и онтологизм.
- Гуманистические традиции и проблема преемственности поколений.
- Идеи философии науки в «Письмах об изучении природы».
- Диалектика как метод построения теории.
Конференция «От paideia к просвещению»
Руководитель: д. ф. н., проф. С. И. Дудник
Секретарь: к. ф. н., доц. А. Б. Рукавишников
Конференция «Философия этноса: этнокультурные дискурсы образования»
Руководитель: д. ф. н., проф. Н. А. Беркович
Секретарь: к. ф. н., доц. О. В. Николаева
Молодежная конференция «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы»
Руководитель: к.ф.н., доц. В. Ю. Перов
Секретарь: Э. М. Дьячек
Конференция «Новые горизонты глобального мира»
Руководители: д. ф. н., проф. И. Ф. Кефели; к. ф. н., доц. О. К. Плебанек
Секретарь: Д. Канатаев
Международная конференция «Роль компаративной педагогики в обновлении образования»
Руководитель: д. ф. н., проф. А. С. Колесников
Секретарь: д. ф. н., в. н. с. С. Л. Бурмистров
Конференция «Медиафилософия VI: языки медиафилософии»
Руководители: д. ф. н., проф. В. В. Савчук
Секретарь: к. ф. н., Д. А. Колесникова
Научная конференция призвана представить языки медиа как метаязыки, транслирующие и внедряющие коллективные формы чувственности и мышления, задающие социальные взаимодействия, а также по-новому определяющие гуманитарное знание. Целью проведения конференции является расширение понятийного и методологического аппарата медиафилософии до междисциплинарной аналитики, то есть попытка определить новую парадигму гуманитарного знания в эпоху господства медиатехнологий. Медиафилософия ставит перед собой задачу наметить границы гуманитарного знания в ситуации, когда медиареальность и ее производные – медиакультура, медиасообщество, медиасубъект – стали неустранимой частью современности. Проведение конференции станет форумом разных дисциплинарных подходов, что послужит разработке методологии междисциплинарного исследования. Встреча представителей различных дисциплин в едином тематическом поле, заданном динамично изменяющимися медиа, даст толчок для дальнейших исследований в области самопознания культурной ситуации, общества и человека.
темы для обсуждения:
- Может ли язык образов — быть инструментом концептуализации реальности
- Язык эмоций в мире медиатехнологий.
- Морфология медиа: удовольствие, преступление, табу.
- Философия языка и язык медиафилософии.
- История и теория медиаязыка.
- Формирование универсального языка медиа.
- Логика медиаязыка — логика глобализации.
- Абстрактные понятия и конкретные образы медиа.
- Новая оптическая и медиаморфная метафорика.
- Дигитальный вуайеризм: проблема описания.
- Медиафундаментализм — концептуализация террора.
- Как говорить о медиареальности?
- Визуальная экология — поиск собственного языка исследования
- Проблема изучения медиасленга.
- Общение в сети: трансформация письменного языка
- Редуцированная чувственность и языка
- Осторожно, вас снимают. Оправдывает ли камера трансгрессию?
- Аудио-видео-медиа-просвещение.
- Эстетика языка новых медиа.
- Like(о)вые убеждения феминизма
- MMORPG: новая интонация общения
- Язык зомби, вампиров и монстров в экранных медиа.
- Способен ли язык медиа выразить интеллектуальный опыт классики?
- Трансформация мира языковых игр
- Медиабулемия: язык самооправдания
- Медиапотребление. Медиасубъект. Коммуникант.
- Проблема авторского голоса в медиасреде.
- Язык медианасилия
- Чем отличается язык поколения интернета?
- Шершавый язык плаката, глянцевый — журнала, невесомый — экрана.
- Иллюзии медиаполитики: этика медианеравенства
- «Медиаигра: канализация агрессии, фарс войны или рождение эпохи игрофикации.
Всероссийская научная школа «Языки медиафилософии»
Руководитель: д. ф. н., проф. В. В. Савчук
Секретарь: к. ф. н., К. А. Очеретяный
Конференция «Проблемы и перспективы философской антропологии: Коммуникативные практики в образовании»
Руководитель: д. ф. н., проф. Б. В. Марков
Секретарь: к. ф. н., доц. В. М. Литвинский
Международная конференция «Метафизика искусства – IX: Философия предельных вопросов в пространстве образования, науки и искусства: традиции и современность»
Руководители: д. ф. н., проф. М. С. Уваров; д. ф. н., проф. Н. Х. Орлова
Секретарь: к. ф. н., доц. О. А. Кириллова
Конференция посвящена научному осмыслению танатологической проблематики в различных дискурсивных практиках. В рамках конференции планируется обсуждение вопросов, связанных с методологическими основаниями философской и культурно-исторической танатологии. Предполагается обсуждение современных культурологических репрезентаций темы смерти в искусстве, городском тексте, сакральных ритуалах и в повседневных практиках.
В рамках международной конференции состоятся Вторые чтения, посвященные памяти петербургского философа А.В. Демичева (1957 – 2000) – одного из основателей современной российской танатологии.
Основные проблемы для обсуждения:
- танатология в философском, историческом, психологическом, биоэтическом измерениях;
- проблема метода в философской танатологии;
- «петербургский Танатос»: время и место;
- российские и зарубежные тенденции развития философской танатологии;
- проблема метафизической смерти в культуре;
- тема смерти в богословии и в религиозном опыте;
- формы реконструкции загробного мира в опыте запредельного;
- семиотика города и городской культуры города: топосы смерти;
- «тексты смерти» в культуре;
- танатография кино.
Всероссийская конференция «Философия дизайна: арт-практика образования»
Руководитель: канд. искусствоведения, доц. Ф. Фуртай
Секретарь: член Союза дизайнеров, член союза Художников И. В. Клюшкин
Конференция Проблемы образования в свете реалистической философии
Руководители: д. ф. н., проф. В. Л. Обухов; д. ф. н., проф. Р. А. Зобов; с. н. с. Л. И. Сугакова
Секретарь: А. М. Матвеев
Конференция «Что нам оставил в наследство А. И. Герцен: к 200-летию со дня рождения»
Руководитель: д. ф. н., проф. А. Ф. Замалеев
Секретарь: А. М. Галимова
Конференция-коллоквиум «Образование социума и социум образования»
Руководители: д. ф. н. К. С. Пигров; к. ф. н. М. Н. Кожевникова
Секретарь: к. ф. н., доц. И. В. Кузин
Круглый стол «Университет как феномен культуры»
Руководители: д. ф. н., проф. С. Н. Иконникова; д. ф. н., проф. Л. К. Круглова
Секретарь: А.С. Сергия
Круглый стол «Проблемы философии науки и техники в стратегии обновления высшего образования»
Руководители: д. ф. н., проф. Э. Ф. Караваев; д. ф. н., проф. Б. И. Иванов; д. ф. н., проф. В. П. Котенко
Секретарь: к. ф. н., доц. Е. Е. Елькина
Круглый стол «Образование телесности и телесность образования»
Руководители: д. ф. н., проф. К. С. Пигров; к. ф. н., доц. Л. Н. Летягин
Секретарь: к. ф. н., доц. И. В. Кузин
Круглый стол «Образование: процессы и эксцессы. Аспект философии риска»
Руководители: д. ф. н., проф. К. С. Пигров; д. ф. н., проф. В. Б. Устьянцев; к. пед. н., доц. Е. Н.Барышников
Секретарь: к. ф. н., доц. В. А. Степихова
Круглый стол «Культурное наследие как образовательный ресурс»
Руководитель: д. и. н., проф. М. Б. Пиотровский
Секретарь: к. ф. н., доц. А. А. Никонова
Круглый стол «Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании»
Руководители: д. ф. н., проф. С. В. Клягин; д. ф. н., проф. О. Д. Шипунова; к. ф. н., доц. Е. В. Суший
Секретарь: к. ф. н., доц. И. П. Березовская
Круглый стол «Тест и благодать»
Руководители: д. ф. н., проф. Б. Г. Соколов, д.ф.н., проф. Е.Г. Соколов
Секретарь: к. ф. н. М. Н. Могилевич
Круглый стол «Образы современности в диалоге философии и литературы»
Руководитель: д. ф. н., проф. А. А. Грякалов
Секретари: д. ф. н., проф. Д. И. Кузнецов; С. А. Мартынова
Круглый стол «Традиции и инновации в духовной культуре и образовании: от средневековья к постисторической эпохе»
Руководитель: к. ф. н., доц. О. Н. Ноговицин
Секретарь: к. ф. н., доц. И. А. Протопопов
Семинар «Философская антропология и социология образования Макса Шелера: теория и практика»
Руководитель: д. ф. н., доц. Д. Ю. Дорофеев
Секретарь: Л. Е. Кельсиев
Темы обсуждений на семинаре:
- Концепция «народного университета» Макса Шелера и проблемы современного образования
- Информация, знание и образование личности
- Социология знания и образования
- Образование философской антропологии и образование в философской антропологии
- Самополагание и самообразование личности.
Участникам семинара был предоставлен перевод статьи М. Шелера «Университет и народный университет» (пер. А.Н.Малинкина), опубликованный в книге «Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы» (отв. научный ред. Дорофеев Д.Ю., СПб.: Алетейя, 2011).
Семинар «Философия глобального гибридного мозга для образования»
Руководитель: д. т. н., проф. М. Б. Игнатьев
Секретарь: к. т. н. В. Н. Соловьев